Лямбда-зонд: менять или удалять?

Немного теории.

В интернете огромное количество информации по работе лямбда-зонда, поэтому я лишь кратко коснусь принципа лямбда-регулирования. 
Лямбда-зонд (он же датчик кислорода) измеряет количество кислорода в выхлопных газах. Для чего это нужно? Чтобы контролировать смешивание воздуха с топливом в строго определенной пропорции, а именно 14,7:1. По умному, такую смесь называют стехиометрической (или, проще, идеальной). Еще параметр отношения топлива и кислорода обзывают буквой "лямбда". При стехиометрическом отношении параметр лямбда равен единице.
В свою очередь такое строгое отношение нужно для правильной работы и долгой жизни катализатора.
Лямбда-зонды на основе циркония наиболее распространены. Их рабочее напряжение от 0 до 1В. При идеальной смеси напряжение около 0,5 В

График напряжения датчика кислорода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая температура датчика около 350 градусов, поэтому пока он не разогрелся, контроллер рассчитывает смесь исходя из того, что смесь идеальная. После прогрева датчика, контроллер считывает напряжение с него и на основе данных корректирует состав смеси, а именно изменяет время открытия форсунок. Так как система обладает инерцией, коррекция происходит по циклу. Иными словами, при нормальной работе системы лямбда-регулирования, график изменения напряжения на датчике напоминает что-то вроде синусоиды.

График нормальной работы датчика кислорода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как узнать, рабочий ли зонд?

Можно подключить к автомобилю сканер, а можно непосредственно на выход лямбда-зонда подключить осциллограф. В любом случае должен быть график, как на предыдущей картинке. Причем обратите внимание, что напряжение на графике довольно "бодро" изменяется. Если же изменения медленные по времени - датчик "отравлен", его пора менять.

Наиболее распространенный случай: заводим машину, напряжение на датчике не меняется и составляет около 0,5 В. Первые минуты это нормальное явление, пока датчик не вышел на рабочий температурный режим.
Если же минут через 5 работы двигателя напряжение все еще такое, значит может быть: неисправность датчика, неисправность проводки или "кривая" прошивка. Современные контроллеры отслеживают работу зонда и показывают ошибку, если от датчика нет долго отклика. Более старые контроллеры реагируют только на обрыв и замыкание и при "отравленном" датчике могут не показывать ошибку. Проверяется заменой датчика.

На первом графике нарисованы две зеленые вертикальные линии. В их пределах происходит лямбда-регулирование. Как видите, довольно узкий диапазон. А что если состав смеси настолько сильно выходит из этого диапазона, что лямбда-регулирование не справляется? Такое тоже часто бывает. Рассмотрю 2 конкретных примера.

1. Смесь слишком бедная. Это может быть при слишком малом давлении топлива, при подсосе воздуха, при забитых форсунках, при неисправном ДМРВ и в ряде других случаев.
Я искусственно создал такую ситуацию, отключив ДМРВ:

График бедной смеси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить, жив ли датчик в этом случае помогает резкое открытие дроссельной заслонки. Как видите, лямбда зонд исправный зонд оперативно среагировал увеличением напряжения на обогащение смеси. Если реакции нет, датчик скорее всего мертв.


2. Смесь слишком богатая. Например при неправильной работе ДМРВ завышается показания расхода воздуха, соответственно будет больше впрыскиваться топлива, чем надо.
Проверяется тоже резкой перегазовкой или искусственным обеднением смеси (например, создать подсос воздуха):

График богатой смеси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог: не спешите сразу менять датчик, может быть не в нем дело.

Быть или не быть?

Думаю, настанет время, когда прекратятся разговоры о том, что с карбюратором было легче, чем сейчас с инжектором. Как никто уже не говорит, что контактное зажигание лучше электронного.
Но сейчас я слышу жалобы на "лишние" датчики. Типа раньше обходились без этих лямбда-зондов...
У меня по этому поводу мнение однозначное: двухкомпонентный газоанализатор стоит порядка четверти сотни тысяч рублей, кроме того надо им уметь пользоваться и периодически с помощью его производить настройку двигателя. К чему такие сложности, когда есть уже "автоматический газоанализатор" за тысячу рублей, который сам настраивает двигатель?

Другое дело - спорт. Но именно настоящий спорт, а не понты. Но это уже совсем другое дело, это зона профессионалов спортивных настроек.

Статья для http://samaract.ru предоставлена Чючюндрик c http://vkaline.ru/

Автор: Чючюндрик Дата: 15.12.2009